Важные законы Республики Казахстан принятые в 2023 году
Подборка законов, оказывающих наибольшее влияние на общественную, политическую, экономическую, социальную сферы казахстанского общества.
Социальный кодекс
Социальный кодекс впервые принят в Казахстане. Кодекс объединил в себе нормы, регулирующие сферу социального обеспечения граждан. Так, соцподдержка от рождения до совершеннолетия, занятость в трудоспособном возрасте, безопасность труда, мероприятия соцстрахования, социальная помощь при наступлении трудной жизненной ситуации, а также содействие в пожилом возрасте теперь регулируются одним документом.
Одно из основных нововведений СК — Цифровая карта семьи. Это персональная база данных семей в РК. Она формируется на основе современных информационных систем государственных органов и позволяет оказывать господдержку в проактивном формате. То есть на основе имеющихся в ИС данных о социальном статусе и степени благосостояния семьи, гражданам направляются СМС-сообщения о полагающейся им социальной помощи и мерах поддержки.
В Социальном кодексе законодательно закреплен заочный или проактивный формат установления инвалидности.
Усилены меры поддержки семей с детьми. Введено новое понятие — «Награжденные матери». Этот статус будет присваиваться женщинам, награжденным подвесками «Күміс алқа, «Алтын алқа» или ранее получившим звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степеней. Предусматривается также дифференциация размера пособия, выплачиваемого награжденным матерям.
Закон «О возврате государству незаконно приобретённых активов»
Документ направлен на возврат незаконно приобретенных активов государству или вовлечение их в законный экономический оборот в Казахстане, устранение причин и условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу, а также восстановление социальной справедливости в обществе.
Предусмотренные законом механизмы возврата будут распространяться на лиц, занимающих ответственные государственные должности, должности в государственных юридических лицах, субъектах квазигосударственного сектора, а также на аффилированных с ними лиц. Для применения положений закона перечисленные лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше установленного законом порога — 13 млн МРП (44 млрд 850 млн тенге, или порядка 100 млн долларов).
В структуре Генеральной прокуратуры сформировано отдельное ведомство по возврату незаконно выведенных активов, которое выполняет функции уполномоченного органа.
В ходе мониторинга и анализа будут определять круг лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, круг аффилированных с ними лиц, совокупный размер активов, признаки и обстоятельства незаконного приобретения активов, их вывода за пределы страны и иные сведения.
По итогам анализа, если у уполномоченного органа возникнут обоснованные сомнения в законности приобретенных активов, он будет вносить в Комиссию по возврату активов (формируется премьер-министром из депутатов Парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов и иных лиц) предложения о включении таких субъектов и их аффилированных лиц в соответствующий Реестр.
В случае включения Комиссией лиц в Реестр уполномоченный орган уведомляет их об этом, и с этого момента лица могут сдать декларацию об активах с подтверждением законности приобретения активов (в течение месяца либо в течение трех месяцев — в случае необходимости более длительного срока для сбора и подготовки документов).
В декларации субъекты должны указать доходы, активы, доли участия в уставном капитале юридического лица, займы в Казахстане и за рубежом, иные сведения о происхождении активов.
Если лицо не сможет подтвердить законность приобретения активов, то такие активы признаются активами необъяснимого происхождения.
Также созданы специальный государственный фонд и управляющая компания по вопросам аккумулирования и управления активами, возвращенными государству.
Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2024-2026 годы»
Правительством размер гарантированного трансферта второй год определяется по бюджетным правилам. Эти правила способствуют выполнению целеполагания по обеспечению сохранности средств Нацфонда и доведению его валютных активов до 100 млрд долларов к 2030 году.
Законом установлена цена отсечения на нефть на уровне 43,4 доллара за баррель в 2024 году, 40,2 — 41,8 доллара за баррель в 2025-2026 годах. С учетом этого размер гарантированного трансферта из Нацфонда определен со снижением с 2,2 трлн тенге в 2023 году до 2 трлн тенге ежегодно в 2024-2026 годах.
Положения документа определены с учетом требований Бюджетного кодекса по обеспечению сберегательной функции Национального фонда.
Правительством размер гарантированного трансферта второй год определяется по бюджетным правилам. Эти правила способствуют выполнению целеполагания по обеспечению сохранности средств Нацфонда и доведению его валютных активов до 100 млрд долларов к 2030 году.
В плановом периоде прогнозируется восстановление валютных активов Нацфонда в 2024 году до 68 млрд долларов с дальнейшим ростом до 80,7-93,3 млрд долларов в 2025-2026 годах. Поступления в Национальный фонд от организаций нефтяного сектора с учетом определенной цены отсечения прогнозируются в 2024 году 2 246,7 млрд тенге и по 2 257,5 млрд тенге в 2025 и 2026 годах.
Закон «Об общественном контроле»
Целью общественного контроля является обеспечение участия казахстанцев в управлении делами государства.
Задачами общественного контроля являются:
1) вовлечение граждан в процесс общественного контроля;
2) обеспечение качественной реализации проектов, выполняемых в рамках общенациональных приоритетов РК;
3) обеспечение учета общественного мнения при принятии решений объектами общественного контроля;
4) обеспечение прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля;
5) обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;
6) повышение эффективности деятельности объектов общественного контроля;
7) повышение уровня доверия граждан к деятельности объектов общественного контроля;
8) формирование в обществе нетерпимости к противоправному поведению.
Общественный контроль может осуществляться индивидуально либо группами не более 5 человек.
Субъекты общественного контроля имеют право:
посещать территории и помещения объекта по письменному согласованию с объектом;
запрашивать информацию у объектов общественного контроля;
использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку с соблюдением требований законодательства.
обжаловать действия (бездействие) объектов общественного контроля.
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля, совершенствования административных процедур» (вводится в действие в апреле 2024 года)
В АППК добавляется новая глава, регламентирующая вопросы подачи петиций.
Петиция подается заявителем посредством интернет-ресурса «Электронные обращения», либо в виде письменного заявления для размещения на интернет-ресурсе.
В петиции указываются:
-фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
-наименование государственного органа, местного представительного и (или) исполнительного органа, которому подается петиция;
-копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подается его представителем);
-содержание петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции.
При необходимости заявителем или его представителем прилагаются к петиции подтверждающие документы или иные материалы.
При этом предметом петиции не могут быть вопросы:
-которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина;
-которые посягают на конституционный строй, общественный порядок, здоровье и нравственность населения;
-изменения статуса РК как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы ее правления, основополагающих принципов деятельности республики, положения о том, что президент рспублики избирается сроком на семь лет и одно и то же лицо не может быть избрано президентом республики более одного раза;
-административно-территориального устройства и государственной границы РК;
-досудебного расследования и осуществления правосудия;
-высшего надзора за соблюдением законности органов прокуратуры;
-внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
-уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства РК и законодательства республики об административных правонарушениях;
-обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
амнистии и помилования лиц;
-назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат Парламента и правительства РК;
-выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров РК;
-регулируемые законодательством РК о выборах и республиканском референдуме;
государственных символов РК;
-статуса государственного языка;
-изменения компетенции, полномочий, функций и задач государственных органов;
-об отмене и изменении решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Для размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе петиция должна соответствовать следующим условиям:
-присоединение к петиции не менее 50 граждан РК в течение десяти рабочих дней в электронной форме и в течение20 рабочих дней в письменном виде;
-соответствие петиции требованиям, установленным выше;
-отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.
Присоединение к петиции возможно в течение последующих шести месяцев с момента ее размещения на интернет-ресурсе в свободном доступе.
По итогам присоединения поддержанной считается петиция, которая получила не менее:
50 тысяч голосов в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК;
2% голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
1% голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
5 тысяч голосов при численности населения свыше 50 тысяч, для остальных — не менее 10% голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
2500 голосов при численности населения свыше 50 тысяч, для остальных — не менее 5% голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.
Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»
Цель закона — определение правовых основ функционирования онлайн-платформ, а также производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента.
Закон призван решить следующие задачи:
1) обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ;
2) обеспечение безопасности информационного пространства Республики Казахстан;
3) недопущение противоправного контента;
4) защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
5) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных в пределах, установленных законами РК.
На онлайн-платформах на территории РК запрещается размещение и распространение противоправного контента.
Противоправным контентом являются: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Казахстана, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность республики, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами РК.
Собственники онлайн-платформы обязаны в течение 24-х часов после получения предписания уполномоченного органа принять меры по удалению информации, признанной кибербуллингом в отношении ребенка.
Также говорится, что человек, в отношении которого была распространена ложная информация, вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации.
В случае отказа в удалении ложной информации он вправе обратиться в суд.
Пользователи на территории республики имеют право на:
получение, производство, размещение, распространение контента любым не запрещенным законами способом;
свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами РК;
защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке;
создание аккаунта, публичного сообщества;
обращение к собственнику онлайн-платформы или его законному представителю с требованием о соблюдении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законами РК;
отказ от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, если это противоречит их убеждениям;
ограничение демонстрации неинтересующего контента.
При этом пользователи обязаны:
-соблюдать законодательство республики об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;
-проверять достоверность размещаемого, распространяемого контента;
-не размещать, не распространять ложную информацию;
-не размещать, не распространять противоправный контент;
-удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения;
-при сборе добровольных пожертвований соблюдать требования, установленные законодательством РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Закон содержит понятие «инфлюенсер» (блогер). Инфлюенсер имеет права и несет обязанности, указанные выше.
Также предусматривается, что инфлюенсер осуществляет свою предпринимательскую деятельность на территории республики в соответствии с законодательством страны.
К онлайн-рекламе устанавливаются следующие требования: она должна быть идентифицируема и маркирована, размещается и распространяется в соответствии с требованиями закона «О рекламе».
Спонсорский контент должен содержать текстовые, графические или иные обозначения, указывающие на спонсора.
Закон «О профессиональных квалификациях»
Цель внедрения Закона — создать объективную и независимую систему оценки навыков и знаний казахстанских работников.
Документ направлен на развитие Национальной системы квалификаций, основной целью которой является усиление взаимосвязи между рынком труда и системой подготовки кадров путем выработки стандартов, оценки и признания со стороны работодателей профессиональных квалификаций, приобретенных «в течение жизни».
Участниками Национальной системы квалификаций являются:
1) Правительство;
2) уполномоченный орган;
3) отраслевые государственные органы;
4) Национальный совет по профессиональным квалификациям;
5) Национальная палата предпринимателей;
6) орган по аккредитации;
7) Национальный орган по профессиональным квалификациям;
8) отраслевые советы по профессиональным квалификациям;
9) работодатели;
10) кандидаты;
11) центры признания.
Базовыми инструментами Национальной системы квалификаций являются:
1) национальная рамка квалификаций;
2) отраслевые рамки квалификаций;
3) профессиональные стандарты и квалификационные требования;
4) реестр профессий.
Закон позволит ускорить адаптацию молодежи к изменениям на рынке труда и стимулировать к освоению новых навыков и компетенций.
Важной новеллой закона является признание самостоятельно освоенных навыков, а также результатов неформального и информального образования. То есть предоставляется возможность устраиваться на работу лицам, обучившимся самостоятельно, или выпускникам, не предъявляя требований к стажу работы, в случае если они прошли признание профессиональных квалификаций.
Законом предусматривается формирование реестра профессий, по которым будет вестись признание профессиональных квалификаций.
Для признания профессиональных квалификаций на бесплатной основе зарегистрированные безработные лица вправе получить единоразовый ваучер. Единоразовый ваучер предоставляется один раз в год и должен быть использован в течение срока действия, указанного в единоразовом ваучере.
Закон «О цифровых активах в Республике Казахстан»
Закон направлен на развитие рынка цифровых активов на территории Республики Казахстан, регулирования отношений, возникающих в процессе выпуска, размещения и обращения цифровых активов, а также предусматривает особенности регулирования деятельности субъектов рынка цифровых активов.
Документом определены понятия обеспеченный цифровой актив, цифровой майнинг и цифровой майнер, биржа цифровых активов. В документе определены следующие требования к обеспеченным цифровым активам:
1) удостоверяет право на материальные, интеллектуальные услуги и активы, за исключением денег и ценных бумаг;
2) имеет решение о выпуске обеспеченного цифрового актива;
3) не является расчетной денежной единицей, законным платежным средством;
4) не признается финансовым инструментом или финансовым активом;
5) содержит данные о лице, выпустившем обеспеченный цифровой актив;
6) имеет подтверждение имущественных и (или) интеллектуальных прав на актив до его образования в качестве обеспеченного цифрового актива;
7) имеет запись в сети блокчейн о перемещении актива и (или) права на имущество.
Активы, не отвечающие этим требованиям, признают необеспеченными.
На выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов имеет право индивидуальный предприниматель, юридическое лицо РК, осуществляющие эксплуатацию цифровой платформы по хранению и обмену обеспеченными цифровыми активами и имеющие соответствующее разрешение.
Указанные лица обязаны уведомлять граждан и юридических лиц о рисках, связанных с покупкой, владением и совершением операций с обеспеченными цифровыми активами.
Отдельная глава закона посвящена цифровому майнингу, который осуществляется через цифровой майнинговый пул с использованием центра обработки данных цифрового майнинга.
Введено требование по лицензированию деятельности цифровых майнеров.
Лицензия на осуществление деятельности по цифровому майнингу выдается по двум подвидам:
I подвид — цифровому майнеру, имеющему на праве собственности или других законных основаниях центр обработки данных цифрового майнинга;
II подвид — цифровому майнеру, не имеющему на праве собственности или других законных основаниях центр обработки данных цифрового майнинга и осуществляющему цифровой майнинг с использованием принадлежащего ему на праве собственности аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга, размещенного в центре обработки данных цифрового майнинга.
Закон «О растительном мире»
Документ устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира.
Закон регулирует защиту природного разнообразия, сохранение генофонда дикорастущих растений, в особенности редких, и их рациональное использование.
Объектами регулирования являются:
1) дикорастущие растения, их популяции и сообщества, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, эндемичные и реликтовые,
Лекарственные, иные виды растений;
2) заготовленные (собранные) дикорастущие растения, их части и дериваты;
3) зеленые насаждения;
4) ботанические коллекции и коллекции генетических ресурсов растений;
5) места произрастания растений, их популяций и сообществ.
Закон не распространяется на сельскохозяйственные растения и растения, произрастающие на приусадебных участках.
В статье 4 Закона сказано:
«Растительный мир принадлежит народу Казахстана. От имени народа Казахстана право собственности осуществляет государство. При этом осуществление права собственности государством реализуется через режим государственной собственности в интересах народа Казахстана.
Растения, произрастающие на землях, находящихся в частной собственности, могут использоваться субъектами частной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.».
Документом предусмотрены компенсационные посадки в следующих размерах:
1) при вырубке зеленых насаждений по разрешению местного исполнительного органа, а также их гибели на территории, прилегающей к зданиям, сооружениям, находящимся в собственности или пользовании физических и (или) юридических лиц, — в десятикратном размере;
2) при незаконном удалении (вырубке) зеленых насаждений либо их повреждении, приведшем к их гибели, — в пятидесятикратном размере.
В случае незаконного удаления (вырубки) зеленых насаждений, включенных в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, либо их повреждения, приведшего к их гибели, компенсационные посадки осуществляются в стократном размере.
Физические и (или) юридические лица, в интересах которых совершено удаление (вырубка) зеленых насаждений либо по вине которых произошли повреждение или гибель этих насаждений, обязаны обеспечить уход за компенсационными посадками:
— за деревьями и кустарниками: хвойных пород — в течение трех лет, лиственных пород — в течение двух лет;
— травянистыми растениями — в течение вегетационного сезона одного года.
В случае гибели компенсационной посадки до истечения срока ухода физические и (или) юридические лица обязаны произвести повторную посадку зеленых насаждений и уход за ними.
Закон «О развитии агломераций»
Закон определяет правовые и организационные условия для формирования, развития и функционирования агломераций.
Агломерация — локальная система, состоящая из столицы или города республиканского значения, или города областного значения и расположенных вокруг них населенных пунктов, соответствующих критериям, определенным настоящим Законом.
Критериями отнесения населенных пунктов к агломерации являются:
1) наличие повседневных трудовых, производственных, социально-культурных и иных связей с центром агломерации;
2) тенденция к территориальному слиянию с центром агломерации.
Отнесение населенных пунктов к агломерации осуществляется путем их включения в состав агломерации, порядок формирования которого определяется уполномоченным органом (Министерством национальной экономики).
Включение населенных пунктов в состав агломерации осуществляется Правительством по предложению уполномоченного органа.
В свою очередь, Правительство утвердило перечень и состав агломераций
Агломерации первого уровня:
Алматинская с центром в г.Алматы, в которую вошли города Конаев, Gate city, Енбекшиказахский, Илийский, Карасайский, Талгарский районы.
Астанинская с центром в г.Астана, в которую вошел город Косшы, а также Аршалынский, Целиноградский, Шортандинский районы.
Шымкентская с центром в г.Шымкенте, в которую вошли районы Байдибекский, Казыгурт, Ордабасы, Сайрамский, Толебийский, Тюлькубасский.
Агломерации второго уровня:
Актюбинская с центром в городе Актобе, в которую включены Алгинский, Каргалинский, Мартукский, Хромтауский районы
Карагандинская с центром в городе Караганде, в состав вошли города Темиртау, Сарань, Шахтинск, а также Абайский, Бухар-Жырауский, Осакаровский районы.
Конституционный закон «О признании утратившим силу Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы»
Согласно этому закону, Назарбаев имел пожизненное право обращаться к народу Казахстана, госорганам и должностным лицам с инициативами. Его также нельзя было содержать под стражей, обыскивать и допрашивать. Помимо этого, закон гарантировал неприкосновенность имущества, принадлежащего ему и членам семьи, которые живут с ним.
Напомним, в 2022 году на республиканском референдуме из Конституции были исключены положения, определяющие статус и полномочия Первого Президента. А затем группа депутатов обратилась в Конституционный суд с просьбой дать официальное толкование подлежит ли признанию утратившим силу Конституционный закон «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы» в связи с исключением норм, регулирующих статус и полномочия первого президента Казахстана. Конституционный суд постановил признать закон РК «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы» утратившим силу.
В январе 2023 года на совместном заседании Палат Парламента депутаты признали закон утратившим силу.
Теперь на Назарбаева распространяются общие гарантии, установленные Конституцией и Конституционным законом «О Президенте» в отношении всех казахстанских экс-президентов.