Бесплатная база законодательства
Русско-каз переводчик  
Что нужно знать о налоговой проверке Версия для печати
Законодательство - Санкции фискальных органов (уведомления, проверки, штрафы, арест)

Что нужно знать о налоговой проверке

 

Айнур МУЛКЕМАНОВА, ведущий налоговый инспектор отдела организации аудита юридических лиц управления аудита НК по г. Алматы

Понятие и виды налоговых проверок и основания для их проведения

{mospagebreak}

Налоговая проверка - это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с настоящим кодексом, и налогоплательщик.

 

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) документальная проверка;

2) рейдовая проверка;

3) хронометражное обследование.

1. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;

встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

2. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан, а именно:

1) постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах;

2) правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

3) наличия лицензии, разового талона и иных разрешительных документов;

4) соблюдения правил производства, хранения и реализации подакцизной продукции.

3. Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Если к вам пришли с проверкой представители органов налоговой службы, то прежде всего надо убедиться в наличии предписания на проведение проверки.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

1) дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) полное наименование налогоплательщика;

4) регистрационный номер налогоплательщика;

5) вид проверки;

6) должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц;

7) срок проведения проверки;

8) проверяемый налоговый период при документальных проверках.

Проверяемому налогоплательщику необходимо тщательно проверить правильность заполнения всех требуемых реквизитов и при этом помнить:

Должностные лица органа налоговой службы, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику (налоговому агенту) служебное удостоверение.

Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания.

Налогоплательщик должен получить подлинник предписания (за исключением рейдовых проверок).

Копия с отметкой налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания оставляется у сотрудника органов налоговой службы.

В период осуществления налоговых проверок не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого налогового периода.

Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Налоговые проверки проводятся с периодичностью, установленной в статье 534 Налогового кодекса. 

Налогоплательщик обязан допустить сотрудников налоговой службы, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования. При воспрепятствовании доступа должностных лиц органов налоговой службы, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) составляется протокол. Протокол подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводящими налоговую проверку, и налогоплательщиком. В случае отказе от подписания указанного протокола налогоплательщику необходимо дать письменные объяснения о причине отказа.

Должностные лица органа налоговой службы должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц органов налоговой службы в случаях если:

1) предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке;

2) сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

3) данные лица не указаны в предписании;

4) запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду.

В случае необходимости для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций органом налоговой службы к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки. По поставленным вопросам специалист составляет заключение, которое прилагается к акту налоговой проверки.

Предписание обязательно должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом.

Налоговый орган вправе проверять структурные подразделения юридического лица, независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки.

Срок проведения налоговых проверок, указываемый в выдаваемых предписаниях, не должен превышать тридцати рабочих дней с момента вручения предписания, кроме случаев, когда сроки проверки могут быть продлены согласно положению пунктов 2-5 статьи 535 Налогового кодекса. При проведении налоговой проверки юридического лица, имеющего структурное подразделение, срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом до шестидесяти рабочих дней. При проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы до пятидесяти рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурного подразделения, и до восьмидесяти рабочих дней для юридического лица, имеющего структурное подразделение. Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованным письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику.

Срок проведения проверки по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен не должен превышать ста восьмидесяти рабочих дней с момента вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей.

В случае продления срока проверки оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, Ф.И.О. лиц, привлекаемых к проведению проверки, в соответствии с настоящим кодексом.

На периоды времени между моментами вручения налогоплательщику требований налогового органа о представлении документов и представления налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа приостанавливается течение срока проведения налоговой проверки. Течение срока налоговой проверки также приостанавливается на периоды времени между моментами отправки в иностранные государства запроса о представлении информации и получения по нему сведений органами налоговой службы в соответствии с международными соглашениями.

Если к вам пришли на тематическую или встречную проверку, то в предписании должен указываться проверяемый вид налога и другого обязательного платежа в бюджет, а также вопросы исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка.

 

 

Выборка налогоплательщиков, подлежащих проверке

 

Налоговые проверки органами налоговой службы производятся на основании графика (плана) проверок. При составлении данного графика отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится по разработанным на основании налогового законодательства критериев отбора. Отбор производится путем:

- анализа и камеральной проверки представленных налогоплательщиком налоговых отчетностей,

- проведения сличения данных по определенным строкам налоговых отчетностей по различным видам налогов, которые согласно налоговому законодательству должны сопоставляться.

При составлении графика проверок соблюдается периодичность проведения налоговых проверок согласно п. 1 ст. 534 Налогового кодекса.

Периодичность проведения налоговых проверок следующая:

1) комплексные - не чаще одного раза в год;

2) тематические - не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

При этом данные ограничения не распространяются на следующие случаи:

1) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае снятия с учета по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика.

При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика;

2) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

3) при проведении встречных проверок;

4) при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату;

5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;

6) при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

 

 

Проведение налоговой проверки

 

При проведении проверок сотрудники органов налоговой службы руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. № 209-II;

Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 г. № 2235;

Инструкциями и правилами по видам налоговых и других обязательных платежей в бюджет, утвержденными вышестоящим органом налоговой службы (МФ, ГНК РК, МГД РК, НК МФ РК в зависимости от периода) и зарегистрированными в Министерстве юстиции Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

Другими законодательными актами РК, имеющими силу в отношении проверяемого вопроса (Закон РК «О лицензировании», «О пенсионном обеспечении» и т.д.).

Самая полная налоговая проверка налогоплательщика идет при проведении комплексной проверки, при которой производится проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.

До выхода на проверку налоговый инспектор проводит камеральную проверку отчетностей, представленных налогоплательщиком в налоговый комитет, по результатам которых инспектором могут быть выявлены расхождения следующего характера:

арифметические ошибки;

расхождения при сличении данных по определенным строкам налоговых отчетностей по различным видам налогов, которые согласно налоговому законодательству должны совпадать.

При выходе на комплексную проверку инспекторами запрашиваются следующие материалы:

бухгалтерский баланс;

учетная политика налогоплательщика;

отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, чеки, выбитые контрольно-кассовым аппаратом;

рабочий план счетов;

Главная книга; оборотно-сальдовые ведомости по периодам;

журналы ордера;

аналитические распечатки счетов;

ведомости и аналитические таблицы;

хозяйственные договора, контракты;

банковские документы: платежные поручения, требования, выписки банка и другие банковские документы;

таможенные декларации;

первичные документы (счета-фактуры, накладные, акты выполненных работ, транспортные накладные и т.д.);

другие документы, имеющие отношение к проводимой проверке.

Согласно п. 1 статьи 66 Налогового кодекса первичные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств, представляют собой учетную документацию.

Налогоплательщику нужно помнить:

Учетная документация составляется на бумажных и (или) электронных носителях и хранится до истечения срока исковой давности, установленного настоящим кодексом для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация, начиная с налогового периода, следующего за периодом, в котором составлена учетная документация, за исключением следующих случаев:

1. Учетная документация налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, хранится до истечения срока исковой давности, установленного настоящим кодексом для налогового периода, следующего за периодом, когда завершено действие контракта.

2. Учетная документация, подтверждающая стоимость фиксированных активов, в том числе переданных (полученных) по финансовому лизингу, хранится до истечения срока исковой давности, установленного настоящим кодексом для последнего налогового периода, в котором исчисляются амортизационные отчисления по такому активу. Учетная документация, подтверждающая стоимость фиксированных активов, не подлежащих амортизации в целях налогообложения, хранится до истечения срока исковой давности, установленного настоящим кодексом для налогового периода, в котором реализованы такие активы.

Первичные документы и регистры бухгалтерского учета составляются налогоплательщиком на государственном или русском языке.

При наличии отдельных документов, составленных на иностранных языках, налоговый орган вправе потребовать их перевода на государственный или русский язык.

При составлении учетной документации на электронных носителях налогоплательщик обязан при мониторинге и в ходе проверки по требованию налоговых органов представить копии таких документов на бумажных носителях.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах сотрудниками органов налоговой службы (проверяющими) производится сплошным или выборочным методом.

При сплошном методе проверяются все первичные бухгалтерские документы (счета-фактуры, накладные, банковские и кассовые документы, акты приема - передачи, акты сверок с поставщиками и покупателями), договора, ведение бухгалтерского и налогового учета по всем операциям, достоверность составления налоговых отчетностей и т.д. При выборочном методе проверяется часть первичных документов проверяемого периода. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке проводится сплошным методом, в ходе которой охватываются уже все документы.

При проведении проверки проверяющими используются не только данные бухгалтерского учета и отчетности, но прочие документы, имеющие отношение к деятельности организации (лицензия) и оперативная информация, приобретенная налоговыми органами в ходе проведения встречных проверок, а также обмена информацией с налоговыми органами других регионов (налоговые комитеты областного, районного значения и т.п.) Республики Казахстан и других стран. Кроме этого, другими государственными уполномоченными органами РК. Так, например, сотрудниками органов налоговой службы в целях определения достоверности представленных налогоплательщиком к проверке документов могут быть направлены запросы в следующие органы:

Таможенные управления РК;

РГП «Центр по недвижимости»;

Комитеты по управлению земельными ресурсами РК;

Управления дорожной полиции РК.

Налогоплательщику необходимо знать, что согласно статье 24 Закона РК «О лицензировании» занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность. Доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии подлежит изъятию в соответствующий бюджет органами налоговой службы, за исключением случаев:

1) при осуществлении субъектами малого предпринимательства деятельности по истечении сроков, предусмотренных статьей 17 данного закона;

2) доходы, полученные от проведения лотерей без соответствующих лицензий, подлежат изъятию и зачислению в республиканский бюджет в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

В целях подтверждения подлинности документов, на основании которых налогоплательщиком произведены вычеты, при определении налогооблагаемого дохода по корпоративному подоходному налогу, и отнесены суммы НДС в зачет при расчете сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет сотрудниками органов налоговой службы, производятся встречные проверки.

Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации, явившихся следствием непреодолимой силы, органы налоговой службы определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением на основе косвенных методов (активов обязательств, оборота, затрат расходов).

Следовательно, представление всех необходимых для проведения проверки документов - в интересах налогоплательщика. Представляя документы своевременно, по запросу сотрудников органов налоговой службы, налогоплательщик тем самым ускоряет срок проведения проверки.

Для осуществления поставленной цели в ходе проведения проверки, проверяющие в обязательном порядке проверяют данные финансовой и налоговой отчетности, составленные на основании первичных бухгалтерских документов, и порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерских отчетностей предприятием производится на основании следующих нормативно-правовых актов Республики Казахстан:

Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Стандартов бухгалтерского учета и методических рекомендациях к данным стандартам

Инструкции по заполнению регистров бухгалтерского учета, утвержденной приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 24.11.1997 г. № 72

Приказа Минфина РК от 18.09.2002 г. № 438, зарегистрированного в Министерстве юстиции РК от 02.10.2002 г. № 1992, которым утвержден типовой план счетов бухгалтерского учета

Учетной политикой предприятия.

Прежде чем приступить к проверке учетных данных, проверяющие рассматривают пояснительную информацию к финансовой отчетности организаций. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организаций. На данный момент финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о доходах и расходах;

отчета о движении денег;

отчета об изменениях в собственном капитале;

информации об учетной политике и пояснительной записке.

Кроме того, финансовая отчетность может дополняться другими материалами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета.

Отчетным периодом для финансовой отчетности предприятия является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Финансовая отчетность в обязательном порядке подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером.

Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, движение денег и изменения в собственном капитале.

Достоверное представление достигается соответствием применимым СБУ во всех существенных аспектах. Достоверное представление требует выбора и применения учетной политики.

Учетная политика представляет собой принципы, основы, условия, правила, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандарта бухгалтерского учета и типового плана счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и собственности ее деятельности.

Необходимую информацию проверяющие могут получить не только путем проведения анализа учетных данных главной книги, журналов-ордеров и ведомостей, но и изучением переписки по заключенным договорам.

 
Дата: 25.11.17 года